Доктор комаровский о развитии новорожденных и грудничков по месяцам. Как развивается малыш по месяцам до года – основные этапы Развитие малыша комаровский

Воспитание детей до года. Что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Психология, советы доктора Комаровского, методики.

Многие родители ответственно относятся к своему ребенку, начиная его воспитывать с рождения. Немного странно звучит фраза «воспитание детей до первого года жизни». Что можно привить малышу, когда он только родился и ничего не понимает? Оказывается, можно, потому что первый год жизни важен для крохи. В это время формируются зачатки характера, будущего поведения, прививаются гигиенические нормы.

Физическое воспитание малышей до года

Чтобы организм ребенка нормально рос и развивался, нужно с рождения и массажу. Утром, протирая личико малыша, влажным ватным диском, нужно на несколько минут оставлять его на пеленальном столике голеньким. Используя в это время некоторые приемы массажа.


Деткам такие процедуры очень нравятся. А выкладывание малыша на животик поможет ему освободиться от лишних скопившихся газов.

Близкая тема:

Психология воспитания ребёнка до года

Первый месяц самый сложный в жизни, как для малыша, так и для его родителей. Почти сорок недель кроха находился внутри своей мамочки в специальной водной среде, не прилагал усилий для того, чтобы дышать, круглые сутки кушал через плаценту. Родившись, он попадает в совершенно иную контрастную среду. Он учится дышать, ощущает другую температуру, круглосуточное питание закончилось. Ему страшно. Здесь срабатывает инстинкт выживания, как у всех живых существ, он начинает громко плакать, чтобы привлечь к себе внимание, просит о спасении.

Что делать, когда ребенок плачет?

Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама , хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.


Как приучить ребенка к самостоятельности?

Часто мамочка задается вопросом, как оторвать малыша от груди и спать отдельно от него.

  • Традиционная система воспитания самостоятельности призывает к раннему отдалению малыша от родителей. Он , один находиться в комнате, сам себя развлекать. Считается, что так он быстрее станет самостоятельным, сможет легко обходиться без родителей. Конечно, при таком подходе мамам и папам это удобно, но детская психика от этого страдает. Когда как не в детском возрасте дать ему всю родительскую нежность и любовь.
  • Современные родители утверждают, что с малышом нужно проводить как можно больше времени. Спать вместе с ним, держать его на руках, носить в слинге. Не стоит бояться, что ребенок, привыкший спать с мамой, в возрасте 2-3-х лет, не захочет засыпать отдельно.

Во всем важно знать определенную меру. В первые месяцы, когда в новой среде малыш некомфортно себя чувствует, можно разрешить ему спать вместе с родителями. Так он лучше и быстрее будет засыпать и долго продлится его отдых. По достижении им трехмесячного возраста, заснувшего малыша лучше перекладывать в его кроватку. В этом возрасте его сон становится крепким, разбудить его уже сложно.

Психологи заметили, что малыш, постоянно находящийся с мамой, вырастает уверенным в себе. А чтобы он не стал «маменькиным», нужно выполнять все вместе с ним, а не вместо него. Учить самостоятельно принимать решения.

Методики воспитания детей

Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.


Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

Воспитание до года по Комаровскому

Евгений Комаровский – известный детский врач, в своих лекциях о воспитании детей большое внимание уделяет здоровой психоэмоциональной сфере в семье. Если ребенок растет в спокойной обстановке, не слышит громких криков, грубых ругательных слов, видит хорошие взаимоотношения родителей, то он вырастет психологически здоровым и адекватным человеком.

Если же в семье часто ссорятся, грубо и громко разговаривают, родители пьют или дерутся, то чадо, в скором времени, начнет показывать отрицательные стороны характера. Неудивительно, что такие дети страдают неврозами, отклонениями в развитии, девиантным поведением.

Кроме психологического климата в семье важна и здоровая атмосфера. Частое проветривание помещения, закаливающие процедуры только укрепляют здоровье малыша. Не нужно укутывать его во сто одежек по осени или зимой. Не нужно пичкать его грудью или смесью, захочет – поест.

Важно следить за режимом. Двухчасовой дневной сон необходим малышу, он укрепляет его нервную систему. На ночь укладывать спать необходимо в одно и то же время.

Когда малыш учится говорить, важно с ним проводить беседу на обычном языке, а не на детском. Так разговаривать он начнет гораздо раньше. О девочках нужно больше заботиться, мальчикам больше доверять.

Тематический материал:

Родители могут выбрать любую методику воспитания. Они могут пользоваться советами авторитетных педагогов и докторов. Но самое главное, что необходимо малышу – это общение с родителями. Нужно чаще играть с ним, хвалить за любые успехи или попытку что-то сделать самому. Нужно научиться понимать свое чадо, формировать у него положительное отношение к родным и близким. И всегда надо помнить, что ребенок часто копирует поведение своих родителей.

Одни просто обожают этого популярного врача, автора книг и ведущего телепередач. Другие считают слишком уж резким и жёстким. А между тем книга «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» уже много лет возглавляет списки бестселлеров. Фразы ниже дадут вам возможность понять, насколько близка вам позиция Евгения Олеговича Комаровского. А ещё – улыбнуться и задуматься.

  1. Организм и поведение ребёнка удивительно целесообразны. Ребенок никогда и ничего не будет делать вредного для себя (кричать, например). Но если в результате крика он сделает своё существование более комфортным, привычка решать проблемы голосом может сохраниться на всю жизнь.
  2. Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?
  3. Когда же приспосабливаться не к чему – приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех месяцев жизни вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.
  4. Ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых.
  5. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребёнком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.
  6. Счастливый ребёнок - это, прежде всего ребёнок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребёнок - это ребёнок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребёнка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.
  7. Если вы (а чаще всего «вы» – это молодой и нервный отец) впервые отправляетесь в магазин, то хорошо бы уточнить у жены, какого веса и пола ваше дитя.
  8. Лечение ветрянки зелёнкой настолько широко распространено, что некоторые молодые врачи убеждены: пятнистая сыпь зеленого цвета является характерным признаком ветряной оспы.
  9. Переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребёнка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности.
  10. Общепринято, что мужчина, занимающийся воспитанием ребёнка, способен добиться гораздо больших успехов, нежели женщина.
  11. И природа, и человеческое естество, и законы логики, да и вообще элементарный здравый смысл не в состоянии объяснить, почему беременная должна не уставать, побольше спать, не поднимать больше одного килограмма и т.п. Ведь эта самая женщина несколько тысяч лет назад в аналогичной ситуации продолжала бы жить по законам племени.

10 гениальных цитат лучшего педиатра нашего поколения. Доктор Комаровский знает свое дело!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие знают и любят смотреть передачу «Школа доктора Комаровского». Ее ведущий Евгений Олегович – не только талантливый врач, но и кандидат наук, автор 15 популярных книг, посвященных здоровью детей. За недолгое время доктор Комаровский стал самым популярным педиатром в странах постсоветского пространства и среди русскоговорящих жителей дальнего зарубежья. Этот человек очень доступно излагает нужную и полезную информацию для родителей, бабушек и дедушек. Вот почему он пользуется уважением многих.

Важнейшей процедурой по уходу за новорожденным является ежедневный массаж.

Он оказывает благотворное воздействие на общее самочувствие малыша, а также формирует и укрепляет его эмоциональный контакт с родителями.

Доктор Комаровский уверен, что массаж имеет большое значение для здоровья ребенка.

Комаровский Евгений Олегович – врач-педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук, ведущий собственного телевизионного проекта «Школа доктора Комаровского», а также создатель сети «Клуб Комаровского».

Родным городом его является Харьков, Украина. Отец и мать Евгения Олеговича всю жизнь работали инженерами на заводе, поэтому для всех стало сюрпризом его увлечение медициной.

Образование доктор получил в Харьковском медицинском институте, на педиатрическом факультете.

Практикует Комаровский уже более двадцати лет . Он выпустил множество научных статей и книг, посвященных здоровью и воспитанию детей.

Самое популярное издание – «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» – переиздавалось более двадцати раз в Украине и в России

Видеоролики Комаровского заработали среди родителей непоколебимый авторитет. Их смотрят, к ним прислушиваются, им доверяют.

Комаровский получил репутацию прекрасного специалиста, у которого на все есть своя собственная, оригинальная точка зрения.

Массаж новорожденных перед купанием

Длительность этой процедуры достигает получаса . Комплекс занятий перед водными процедурами состоит из массажа и гимнастических элементов. Проводятся они на специальном столике.

Из чего состоит массаж перед купанием :

  1. Поглаживание . Тыльная часть кисти или ладонь ласково гладит кожу малыша.
  2. Разминание . Начинать следует с ножек, после чего идет переход к верхним конечностям и животу. Заключительной манипуляцией будет разминание ягодиц.
  3. Гимнастические упражнения . Гимнастика обеспечивает разминание суставов. Массажист берет в правую руку голень ребенка, левой рукой – большой палец его ноги. Далее деликатными движениями производятся сгибы суставов ноги, наклоны в разные стороны. Гимнастика ручек заключается в сгибе локтевых суставов.

Ниже для Вас приведено наглядное видео пособие от доктора о том, как нужно купать младенцев. Весьма полезная информация для молодых родителей.

Заключение

Массаж новорожденных по Комаровскому заслуженно получил любовь тысяч родителей, ведь с его помощью можно укрепить мышцы крошки и восстановить кровообращение.

Кроме того, это самый лучший способ установить крепкую эмоциональную связь с ребенком, которому требуется внимание и ласка.

Особенно это касается самых первых месяцев жизни, когда малыш только начинает знакомиться с окружающим миром.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

.

Фильм: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года

Можете сразу перейти к нужному месяцу и изучить подробные статьи:

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см.

В ожидании рождения ребенка любящие мама и папа стараются хорошо подготовиться и выяснить все важные в этом случае вопросы. Уход за новорожденным – сложная и невероятно увлекательная тема. Ей доктор Комаровский посвящал немало своих передач. От того, насколько правильным окажется развитие в первые месяцы жизни, зависит в дальнейшем здоровье и самочувствие ребенка. Поэтому следует точно определиться с тем, какое развитие считается нормальным.

КОМАРОВСКИЙ: РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ

  1. Первый месяц. На этом этапе доктор Комаровский просит обратить внимание на сформированность рефлексов. Новорожденный сразу после рождения должен обладать сосательным и хватательным рефлексом, отталкиваться от подставленной к ножкам опоры и пытаться ползать.
  2. Второй месяц. В таком возрасте новорожденный днем может оставаться активным по 15 минут в час. Движения становятся менее резкими, взгляд фиксируется на предметах. Комаровский говорит, что новорожденный начинает тянуть предметы в рот и пытается имитировать звуки извне.
  3. Третий месяц. Дальнейшее развитие предполагает трехразовый сон днем, появление признаков улыбки, узнавание родителей. Появляется характерное «гуление» и поворот головы в сторону источника звука.
  4. Четвертый месяц. Новорожденный становится более выносливым, играет по 2 часа за раз, переворачивается без посторонней помощи. Доктор Комаровский говорит о развитии способности выделять себя из окружающего мира.
  5. Пятый месяц. Особенно важен в развитии. К такому моменту новорожденный должен уметь совершать поворот с живота на спину, узнавать всех близких родственников, управлять мимикой, хватать и подтягивать игрушки.
  6. Шестой месяц. К такому периоду у новорожденного появляется умение сидеть, откликаться на собственное имя, озвучивать самые простые слоги. Если все это наблюдается, говорит доктор Комаровский, развитие новорожденного по месяцам можно считать успешным.