Феноменальная память — что это такое, методы развития запоминания информации. Благословение и проклятие людей с феноменальной памятью Даниель Таммет: савант с феноменальной памятью

Современные люди живут в эпоху интенсивного обмена информацией. Для того, чтобы оперативно усваивать большие объемы данных, следует ежедневно тренировать память. Однако существуют люди, которые без труда запоминают огромное количество информации и не страдают при этом от умственных перегрузок. Такое явление носит название «феноменальная память».

Что такое феноменальная память

Вопреки распространенному заблуждению, умением запоминать большое количество информации в считанные секунды владеют не только «избранные». Развить эти уникальные способности может любой психически здоровый человек, с любым уровнем интеллекта. Пол, возраст и социальное положение значения не имеют.

Феноменальной можно считать способность к усвоению и точному запоминанию большого объема данных, не имеющих смысловой связи. Это значит, что человек, обладающий такой способностью, может длительное время удерживать в мозгу «фотографию» любого зрительного образа: текста на родном или иностранном языке, картинки, комбинации цифр и символов.

Это необычное явление, определение которого встречается во всех учебниках по психологии, может быть вызвано следующими причинами:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Врожденные аномалии в развитии некоторых участков коры головного мозга;
  • Занятия с детьми младшего возраста по методикам раннего развития;
  • Высокая скорость работы мозга.

Люди демонстрируют уникальные способности в запоминании разного вида информации: у некоторых блестящая звуковая память (или, выражаясь музыкальными терминами, «абсолютный слух»), кто-то может с первого взгляда запомнить большой письменный текст, кто-то в мельчайших подробностях пересказать длинную историю, услышанную только один раз. Некоторые психологи считают уникальные способности к запоминанию аномалией. С этим можно поспорить. Однако, нельзя не согласиться с тем, что люди с таким талантом (особенно дети и подростки) требуют индивидуального подхода. Несмотря на свои способности, они часто бывают плохими учениками в школе, чувствуют себя некомфортно в коллективе и могут испытывать трудности в социальной адаптации.

Реально ли ее развить

Иногда феноменальная память является врожденным свойством конкретной личности, но в 80% из 100 ее можно успешно развить при помощи целенаправленных тренировок. Чтобы работа увенчалась успехом, необходимо помнить о том, что:

  • Во время тренировок мозг не должен испытывать перегрузку;
  • Программа по развитию уникальных способностей должна соответствовать возрасту человека. Нельзя предлагать детям задания для взрослых. Однако, для взрослых, которые только начинают развивать память, детские задания вполне подойдут;
  • Тренировки будут эффективнее, если дополнительно принимать препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Перед тем, как пить любые лекарства, следует проконсультироваться с невропатологом;
  • Занятия должны проходить по правилу «от простого к сложному», но не наоборот.

Чтобы визуальные образы легко запоминались, они должны быть яркими, простыми и доступными для понимания. В то же время образ должен содержать большое количество мелких деталей. Это необходимо для развития концентрации внимания.

Активному развитию уникальных способностей способствует интенсивное чтение. Можно выбирать любую литературу на родном или иностранном языке, главное – читать вдумчиво, уделяя внимание деталям, и ничего не пропускать. Тогда прочитанное отложится в голове до мельчайших подробностей.

Упражнения и методы для запоминания информации

Для того чтобы удержать в голове большое количество данных, можно использовать разные методы. Все они довольно простые, но эффективные. Обычно психологи рекомендуют следующие техники:

  • Метод ассоциаций. Например, для запоминания номера телефона нужно найти в нем цифры, связанные с каким-то важным событием или образом (день рождения родственника, собственный возраст, текущий год);
  • Мнемотехника – используется для удержания в голове группы слов, не связанных друг с другом по смыслу. Из этих слов необходимо составить предложение и представить его визуально;
  • Мысленное создание цветного, красочного образа на основе прочитанного или услышанного текста;
  • Развитие скорости чтения и концентрации внимания на прочитанном.

Эти методы можно чередовать друг с другом и использовать в разных ситуациях, в зависимости от типа информации, подлежащей запоминанию. Для того чтобы развить быструю музыкальную память, психологи рекомендуют как можно чаще слушать музыку и пытаться воспроизводить услышанное голосом или при помощи любого инструмента.

Внимание! Ежедневные тренировки по 10-15 минут будут гораздо полезнее, чем занятия 2-3 раза в неделю по часу. Слишком долгие интенсивные тренировки могут привести к перегрузке мозга. После каждого занятия необходимо проводить умственное и физическое расслабление.

Развитие феноменальной памяти у детей

Натренировать ребенка несложно, главное – придерживаться определенной системы занятий. Работать над развитием уникальных способностей к запоминанию можно с раннего детства. Начиная с трех месяцев, когда малыш начинает активно познавать окружающий мир, его нужно знакомить с яркими, выразительными образами и подробно рассказывать о них. Известно, что ребенок, еще не умея говорить, уже держит в голове огромный объем информации, поэтому не стоит недооценивать важность интенсивного интеллектуального развития до года. Занятия на формирование визуальной памяти следует чередовать с освоением памяти тактильной и слуховой. Хороший результат дает раннее обучение чтению и иностранным языкам, но оно должно проходить под руководством профессионального педагога, знакомого с психологией детей младшего возраста и с передовыми методиками дошкольного образования.

Для школьников очень полезно обучение быстрому чтению. Медленное чтение по слогам с фиксацией на самом процессе часто приводит к тому, что ребенок плохо запоминает прочитанное. Скорочтение, напротив, помогает школьнику мысленно «фотографировать» текст и «сканировать» его смысл. Однако, ученикам с серьезными нарушениями речи и письма такие занятия категорически противопоказаны.

Интересно. Работая с детьми, не умеющими читать и писать, следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. У некоторых детей лучше развито зрительное восприятие информации (хорошо запоминают увиденные картинки), у других – слуховое (лучше усваивают слова).

Примеры людей с такой памятью

Феноменальная память – это явление, характерное для многих выдающихся личностей. Известно, что такими способностями в разное время обладали:

  • Физик Николо Тесла;
  • Композитор и пианист Сергей Рахманинов;
  • Папа Римский Иоанн Павел Второй;
  • Гарри Каспаров, знаменитый шахматист;
  • Юлий Цезарь, древнеримский император.

Примечательно, что большинство выдающихся личностей с супер способностями было так же успешно в других областях (например, Юлий Цезарь был не только влиятельным политиком, но и прекрасным полководцем). Поэтому эксперты психологии, считающие неординарную память аномалией, не всегда правы.

Книги по теме

Заслуживает внимания книга Станислава Матвеева (на некоторых сайтах автор ошибочно представлен как «Матвей»). В своей работе Станислав делится методами запоминания информации и на практических примерах доказывает, что достичь быстрого и качественного запоминания информации может любой человек, а не только личность-феномен.

Интересную методику работы предлагает Константин Дудин. С его методом можно ознакомиться онлайн. По мнению Дудина, для того чтобы иметь суперпамять, нужно, прежде всего, научиться забывать ненужную информацию, то есть освобождать место для новой, более актуальной. Это поможет разгрузить мозг во время запоминания и спасет от перегрузок. В курс Дудина включен отдельный раздел, посвященный забыванию.

На Западе большой популярностью пользуется курс Гарри Лорейна, его можно рекомендовать учащимся любого возраста, адаптируя упражнения к конкретной целевой аудитории.

Тренировку памяти у мальчиков и девочек рекомендуется начинать с самого детства, тогда достичь желаемых результатов можно будет быстрее и лучше. Однако, можно развить у человека феноменальные таланты к запоминанию и в подростковом, и в зрелом возрасте. Главное – упорство, настойчивость и работа по системе, в соответствии с выбранной методикой.

Видео

Люди, известные из истории как обладатели феноменаль­ной памяти, имели мозг ничем не лучше, чем у любого из нас. Просто они использовали его более эффективно. Выберите кого-нибудь из перечисленных ниже «феноменов» и возьмите его в качестве примера для себя в своих дальнейших устремлениях в деле совершенствования собственной памяти. Считайте это первым шагом в выборе для себя созвездия ин­теллектуальных «гуру», или идеалов, достижения которых станут для вас путеводным примером.

1. Антонио ди Марко Мальябечи имел способность запоми­нать целые книги - до единого слова и знака препинания. Со временем он запомнил наизусть всю библиотеку вели­кого герцога Тосканского.

2. А. С. Эйткен, профессор математики Эдинбургского универ­ситета, с легкостью воспроизводил первую тысячу знаков после запятой числа «пи», причем как слева направо, так и справа налево.

3. Американец Даниэль МакКартни, живший в девятнадца­том веке, мог рассказать, будучи в возрасте 54 лет, что он делал в любой день, начиная с раннего детства. Он мог на­звать точную дату, указав, какая в тот день была погода, а также вспомнить, что он ел на завтрак, обед и ужин в любой конкретный день.

4. Христиан Фридрих Хайнекен в возрасте 10 месяцев умел разговаривать и был способен воспроизвести любое назван­ное ему слово. К трем годам он помнил большую часть фак­тов из всемирной истории и географии, а также выучил ла­тинский и французский языки.

5. Пол Чарлз Морфи - чемпион по шахматам, который по­мнил каждый ход, сделанный им в каждой партии, сыгран­ной в его чемпионской карьере, включая те, которые он сыг­рал с завязанными глазами. Это подтверждалось тем, что почти 400 сыгранных им партий удалось сохранить для ис­тории лишь благодаря тому, что он был в состоянии про­диктовать их много времени спустя. Те, с кем он сыграл эти партии, и судьи подтвердили названные им ходы.

6. Фемистокл мог на память назвать имя каждого из 20 000 граждан Афин.

7. Ксеркс прославился тем, что знал на память имя каждого воина своих армий, насчитывавших 100 000 человек.

8. Кардинал Мессофанти, полиглот, живший в девятнадца­том веке, помнил словарный запас 70-80 языков, включая латинский, греческий, арабский, испанский, французский немецкий, шведский, португальский, английский, голланд­ский, датский, русский, польский, богемский, сербский, вен­герский, турецкий, ирландский, валлийский, албанский, санскрит, персидский, грузинский, армянский, иврит, китайский, коптский, эфиопский и амхарский.

9. Евреи из польской религиозной общины "Шасс Поллак" могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов «Талмуда».

10. Объемные религиозные книги, такие как «Талмуд» и еще более крупный памятник литературы - древнеиндийские «Веды» - также записывались по памяти.

11. Д-р Сьюзен Уайтинг, чемпионка мира среди женщин по использованию резервов памяти, демонстрирует способность запоминать 5000 единиц информации, используя СЕМ 3 .

12. Доминик О"Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!

Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ 3)

Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица позволяет вам, используя все те же основные принципы мне­моники, перейти от запоминания 100 единиц информации к запоминанию 10000 единиц настолько быстро, насколько вы в состоянии формировать мысленные образы.

Дино­завр

Дворя­нин

Полно­луние

Карти­на

Скрип­ка

Водо- росли

Спагет­ти

Поми­дор

Моро­женое

Осяза­ние

Мотор-но-чувст-венное

Плава­ние

Объя­тия

Смеши­вание

Нати­рание

Дрожа­ние

Караб­канье

Млеко­питаю- щие

Обезья­на

Мед­ведь

Красно-шейка

Жаво­ронок

Зимо­родок

Фла­минго

Крас­ный

Оран­жевый

Зеле­ный

Фиоле­товый

Солнеч­ная система

Мерку­рий

Взяв за основу базовую «сотню» из «главной системы», вы расширяете ее в 10 раз, получая систему, опирающуюся на 1000 базовых образов; последнюю вы затем также расширяете в 10 раз и получаете систему, где ключевых элементов уже 10 000.

Создавая перечень из 1000 (0-999) образов, вы используе­те базовую «сотню» применительно к различным аспектам вашего зрительного восприятия.

Создавая систему из 10 000 образов, вы опять-таки приме­няете базовую «сотню», но всевозможными способами, опираясь попеременно на свои восприятия, обусловленные основ­ными пятью «чувствами»: зрением, слухом, обонянием, восприятием вкуса, осязанием, а также функцию комплексного моторно-чувственного аппарата (как то: ощущения во время танца, плавания и т.п.) и на основные сведения из области естествознания.

Создавая систему из таких элементов, вы одновременно ис­пользуете для развития памяти все основные «способности», являющиеся функцией вашего головного мозга. Вы, таким образом, как бы пройдете специальную школу, в процессе подго­товки в которой не только научитесь запоминать любой пере­чень информации, какой ни пожелаете, но будете пребывать в непрестанной мыслительной работе, позволяющей вам развить ваш «интеллектуальных мускул», придавая все время работе над собой характер игры. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица строится следующим образом:

100 - 999 Зримый образ

1000 - 1999 Звуковой образ

2000 - 2999 Ароматический (обонятельный) образ

3000 - 3999 Вкусовой образ

4000 - 4999 Осязательный образ

5000 - 5999 Моторно-чувственный образ

6000 - 6999 Млекопитающие

7000 - 7999 Птицы

8000 - 8999 Цвета радуги

9000 - 9999 Солнечная система

Для чисел от 100 до 999 вы используете ЗРЕНИЕ: иными словами, вы фокусируете внимание на зрительном восприя­тии образа, который желаете запомнить в качестве ключево­го мнемообраза. Для чисел от 1000 до 1999 используется СЛУХ, при этом вы акцентируете внимание на том, какая зву­ковая картина формируется у вас в связи с каждым запоми­наемым вами образом. Для чисел от 2000 до 2999 использует­ся ОБОНЯНИЕ, и формирование образов идет преимуще­ственно за счет этого одного из основных «пяти чувств». И так далее, для каждой тысячи, последовательно, ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ОСЯЗАНИЕ, МОТОРНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЦВЕ­ТА РАДУГИ и СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.

Для каждой отдельной «сотни» в каждой «тысяче» у вас имеется таким образом, конкретный Зримый Образ, конкретный Звук, конкретный Запах и т.д. Так, в соответствии с матрицей, ваши зрительные образы для каждой сотни от 100 до 999 суть Динозавр, Дворянин, Полнолуние, Ущелье, Молния, Церковь, Конкорд, Пожар и Картина.

К примеру, основываясь на базовой сотне слов из основной системы и используя девять Зрительных Образов, отвечаю­щих за «сотни» от 100 до 999 в первой «тысяче» (100-999), мы могли бы поступать следующим образом:

101 попросту означало бы динозавра, испустившего дух вследствие падения метеорита (по одной из версий, именно по этой причине вымерли динозавры), или зло­го духа, принявшего облик динозавра, чтобы выглядеть пострашнее. 151 могло бы означать для вас динозавра, наступившего на «Ладу», от чего та расплющилась в со­вершенный блин. Что бы вы теперь ни захотели запом­нить в качестве 101-го или 151-го элемента какого-либо перечня, его следует «привязывать» к этим образам СЕМ 3 , применяя основные принципы мнемоники.

Двигаясь далее в пределах первой «тысячи», основной упор по-прежнему следует делать на первую по принятому нами порядку функцию наших органов чувств - зрение. Все обра­зы, например, восьмой по счету сотни, т.е. от 700 до 799, бу­дут являться базовыми, однако привязанными на сей раз к «зрительному» образу сверхзвукового пассажирского авиа­лайнера «Конкорд». Так, например, 706 могло бы означать для вас «шею» «Конкорда», легко заметную в его напоминающей по форме птичью головной части. Аналогично, 782 могло бы означать сувенирный фен, выполненный по образу «Конкор­да». Таким образом, любой объект для запоминания, имеющий определенный порядковый номер в каком-либо перечне, сле­дует ассоциативно связывать с соответствующим по номеру базовым образом, применяя принципы мнемоники.

Схожим образом для массива чисел от 3000 до 3999 каждая отдельно взятая сотня будет содержать «вкусовой» образ, при­вязанный к ключевым из базовой «сотни» «главной системы», а именно: спагетти, томат, орех, манго, ревень, лимон, виш­ня, крем, помадка и банан.

Чтобы сформировать и применить к нуждам вашей памя­ти базовый образ для любого числа от 0 до 9999, требуется несложный мыслительный процесс, описанный ниже, в под­разделе «Как использовать саморасширяющуюся генеральную мнемоническую матрицу».

Создавая свои образы, к чему вы должны относиться одно­временно как к игре, интеллектуальному занятию и воспита­нию своего мозга, следите за тем, чтобы ключевые мнемообразы, входящие в ту или иную категорию по признаку их при­надлежности к различным областям восприятия, обусловлен­ным пятью основными «чувствами», исходили из реалий со­ответствующего «чувства». Так, например, для номера 4167 при создании осязательного (в первую очередь) образа следует прибегнуть к ключевым понятиям «сырость» и «жук»; при этом в вашу задачу входит не только представить себя жука в сырой среде, но и чувствовать его твердую спинку, видеть капельки влаги на ее черной, блестящей поверхности, осязать щекочущее вашу ладонь движение его мохнатых лапок и при­совокупить к этому запах, к примеру, соснового леса поутру.

В процессе использования саморасширяющейся генераль­ной мнемонической матрицы вы не только создадите для себя мнемоническую систему, которая позволит вам усваивать 10000 единиц информации с такой же легкостью, с какой ис­пытуемые в экспериментах Хабера и Никерсона запоминали изображения. Вы обнаружите, что в ходе ее использования все области вашего восприятия, посредством которых ваш мозг общается с внешним миром, встанут на путь совершенствова­ния, что существенно и весьма позитивно скажется на всех аспектах вашей жизни. Сюда следует отнести и положитель­ное влияние на здоровье. Недовольство собой и раздражитель­ность, связанные с тем, что человек знает за собой такой не­достаток, как слабая память, нередко ведут к стрессам и недо­моганиям. Последние, в свою очередь, - прямая причина ухуд­шающейся памяти. Используя СЕМ 3 , вы обратите вспять эту тенденцию.

Во многом речь идет о том, что подобными занятиями над собой вы сообщаете скорость позитивному спиралевидному процессу развития и эволюции собственной личности, харак­теристикой которого является то, что чем более вы упражняе­тесь в применении принципов мнемоники, тем совершеннее у вас становится память; чем больше информации из различных отраслей знания вы включаете в собственную матрицу памяти тем выше вероятность автоматического повышения уровня ва­шего образования; и, наконец, чем больше вы занимаетесь всем этим, тем с более высокой степенью автоматизма совершенству­ются все без исключения ваши ментальные способности.


Слесарь из Липецка А. В. Некрасов умеет в уме извлекать корни степени от двух до тысячи из чисел, состоящих из… нескольких сотен цифр. Перед проведением счета он готовится (сосредоточивается) в течение нескольких десятков минут. При этом он начинает раскачивать головой. Затем просит показать ленту с цифрами, пристально вглядывается в них и по прошествии 20 секунд, глядя в пространство, начинает диктовать ответ. Пять первых цифр он называет правильно, а шестая является результатом округления последующих цифр.

Некрасов пояснил: числа ответа являются мысленному взору «в виде цифр в шарах». Опыты подтверждают, что он владеет телепатией, телекинезом.

ЛИШЬ РАЗ УСЛЫШАВ…

Однажды к композитору С.И.Танееву (1856 - 1915) приехал А.К.Глазунов (1865 - 1936), чтобы сыграть ему только что написанную музыкальную пьесу. Любивший подшутить Танеев перед тем спрятал в другой комнате Сергея Рахманинова, тогда - студента консерватории. Когда Глазунов кончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и, к величайшему удивлению автора, повторил полностью его сочинение. Композитор был озадачен: ноты произведения еще никто не видел. Все дело в том, что Рахманинов мог воспроизвести по памяти услышанную всего лишь раз мелодию.

БЕЗ СУФЛЕРА

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873 - 1938) при постановке оперы не ограничивался изучением только своей вокальной партии. Он держал в памяти всю партитуру оперы и знал все ее сольные, хоровые и оркестровые партии. Его партнеры по сцене утверждали, что он никогда не пользовался услугами суфлера. Например, в опере Мусоргского «Борис Годунов» Шаляпин знал наизусть все мужские и женские партии: Годунова, Шуйского, Пимена, Самозванца, Варлаама, Марины Мнишек. Ему приходилось в разное время исполнять партии Бориса, Пимена и Варлаама.

ВСЛЕПУЮ НА 32 ДОСКАХ

Первый русский чемпион мира по шахматам Александр Алехин (1892 - 1946) обладал необыкновенной емкостью памяти. Он помнил и мог воспроизвести любую из сыгранных им прежде партий. В 1932 году Алехин дал сеанс одновременной игры вслепую на 32 шахматных досках.

9 КНИГ В ДЕНЬ

Николай Александрович Рубакин (1862 - 1946) - известный русский просветитель, библиограф, литератор и публицист - прожил 84 года. Он обладал талантом чрезвычайно быстрого чтения. Сам Рубакин утверждал, что за свою сознательную жизнь он прочитал около 200 тысяч книг. Если считать, что он начал читать с десятилетнего возраста, то получается, что в день он читал в среднем по 9 книг.

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОМНИТ ВСЕ»

Так называли врачи репортера одной из московских газет Шерешевского, который легко запоминал таблицы с огромным количеством цифр, большие комбинации слов неизвестного ему языка, сложнейшие формулы (кстати, то, что он не понимал, запоминал гораздо легче, чем осмысленное).

За Шерешевским велись научные наблюдения около 30 лет, начиная с 1926 года. Опыты неизменно протоколировались. Шерешевский мог запоминать колоссальные объемы информации. Выяснилось также, что память у него - абсолютна по прочности запоминания: спустя 20 лет его попросили воспроизвести однажды услышанную таблицу цифр, Шерешевский закрыл глаза, медленно поводил пальцем по воздуху и назвал все цифры таблицы без единой ошибки. Это абсолютный рекорд «давности запоминания».

Шерешевский обладал эйдетизмом - своеобразной разновидностью зрительной памяти. Когда диктовались цифры, он видел их написанными своим четким почерком на доске или бумаге, причем они располагались столбцами по 4-6 в ряду. Запоминая слова, он обычно мысленно совершал прогулку от Пушкинской площади по улице Горького к центру и по пути «расставлял» все услышанное. При воспроизведении ряда он как бы повторял маршрут, «считывая образы».

В УМЕ… ТАБЛИЦА ЛОГАРИФМОВ

Директор Института полупроводников АН СССР академик А. Ф. Иоффе (1880 - 1960) по памяти пользовался таблицами логарифмов, в которых 30 миллионов цифр.

ЧИТАЛА КНИГУ ЗА МИНУТУ

16-летняя киевлянка Ира Иванченко достигла скорости чтения в 163 333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было зарегистрировано в январе 1990 года в присутствии журналистов ряда украинских изданий. На рекорд Ира вышла благодаря специальной подготовке в киевском Центре развития мозга, обучающем методике быстрого чтения. По признанию слушателей школы, у многих возникает образное восприятие информации, когда тексты воспринимаются как бесконечная лента кино.

Неофициальный рекорд скорости чтения (416 250 слов в минуту) принадлежит другой 16-летней киевлянке Евгении Алексеенко. Рекорд был зафиксирован 9 сентября 1989 года во время тестирования под руководством Центра в присутствии 20 слушателей курсов. Для того чтобы целиком прочитать, например, такой журнал, как «Новое время», Жене требовалось всего 30-40 секунд. Примерно минута уходила у нее на чтение книги среднего формата… Содержание прочитанного Женя пересказывала часами, не упуская малейших подробностей.

НА 38 ЯЗЫКАХ

Редактор международного отдела газеты «Советский спорт» Ю. А. Соломахин свободно изъясняется на 38 языках, среди которых есть довольно редкие, такие, как фарерский и язык лужицких сербов, на котором говорят представители одной из народностей Германии.

Поддерживать языковую форму ему помогают ежедневные тренировки, слушание радиопередач на языках и переводческая работа. Соломахин считает, что его возможности - не предел, и даже человек со средними способностями может освоить 50 и более языков.

ЧУДО-СЧЕТЧИК

В Ванском районе Грузии живет Арон Чиквашвили. Он свободно манипулирует в уме многозначными числами. Как-то друзья решили проверить возможности чудо-счетчика. Задание было суровым: сколько слов и букв скажет диктор, комментирующий второй тайм футбольного матча «Спартак» (Москва) - «Динамо» (Тбилиси). Одновременно был включен магнитофон. Ответ последовал, как только диктор сказал последнее слово: 17 427 букв, 1835 слов. На проверку ушло пять часов. Ответ оказался правильным.

ЧЕЛОВЕК-КАЛЕНДАРЬ

За считанные секунды, проведя в уме сотни операций, Владимир Кутюков способен сообщить, что 1 января 180 года было пятницей. Он тут же ответит на вопрос, сколько секунд прошло со времени смерти Нерона до падения Константинополя или каким днем будет 13 октября 28448723 года… И все это с учетом високосных лет, смены календаря в 1582 году и т.п. трудностей, в том числе и недесятичных соотношений (неделя в семь дней, сутки в 24 часа, час в 60 минут).

Уникальные способности устного календарного исчисления, которые проявил инженер из Йошкар-Олы, подтверждены протоколом проверки, проведенной 18 мая 1992 года в опытно-конструкторском бюро приборов контроля и автоматики марийской столицы.

МИСТЕР ПАМЯТЬ

Так прозвали журналисты ереванского юриста Самвела Гарибяна. Во время эксперимента в июне 1990 года он запомнил и почти безошибочно воспроизвел 1000 предложенных ему незнакомых иностранных слов. Не зная языков, Самвел сумел с одного раза запомнить и воспроизвести по памяти слова на арабском, урду, кхмерском, бенгали, английском, дари, немецком, эсперанто, итальянском.

Добившись поразительных успехов в мнемотехнике (искусстве запоминания), Гарибян помог развить память тысячам людей самых разных профессий. Почти все наши воспоминания из раннего детства связаны с эмоциями, но по мере взросления они притупляются. Самвел с помощью специальных психологических приемов помогает воскресить эмоции и поставить их на службу человеку при работе с информацией.

Большая роль в методике отводится и дыхательным упражнениям, способствующим концентрации памяти. С. Гарибян много ездит по приглашениям из разных стран, демонстрируя свои возможности и методику. Он создал заочную «Школу памяти», в которой может учиться любой человек, стремящийся развить свои способности запоминания.

Феноменальная память – человеческая способность к исключительному запоминанию информации с высокой скоростью, а потом ее точное воспроизведение. Человек, обладающий подобной памятью, не нуждается в смысловой связи между компонентами, он может запомнить случайные цифры, даты, данные. Исключительной памятью славились многие известные личности, но и простой человек способен ее развить, постоянно выполняя упражнения. Чтобы выработать аналогичные умения, следует разобраться: как работает память, какие есть виды, и как тренировать свой мозг.


Как работает память

Мы воспринимаем память, как должное, но ученые до сих пор изучают человеческий мозг и поражаются его возможностям, в том числе к запоминанию.

Без способности помнить, мы бы не были людьми, ведь наша личность – совокупность воспоминаний и сделанных на их основе выводов.

С научной точки зрения память – информация, закодированная в мозгу в виде сигналов, передающихся и изменяющихся между нейронами. Это сложный процесс, задействующий миллиарды нейронов, каждая часть мозга отвечает за определённый вид воспоминаний.

Теменная кора мозга отвечает за музыкальные способности, когда человеку надо сыграть на инструменте, то задействуется данная область. Гиппокамп отвечает за новые воспоминания. Если его удалить, то человек будет помнить прошлое, но не сможет запоминать новую информацию, она просто будет моментально забываться.

Локализация памяти точно не доказана, но гипотеза о том, что каждая область отвечает за свой вид воспоминаний остается актуальной.

Есть процедурная память, она не связана с гиппокампом, поэтому разучиться езде на велосипеде, бегу, ходьбе, плаванию при его удалении нельзя.

Ученые не могут точно сказать, как работает долгосрочная память, не изучены точные механизмы запоминания информации, ее хранения. Есть только догадки и предположения. Но выявлен алгоритм запоминания, работающий на всех здоровых людях:

  • процесс запечатления информации;
  • сохранение в мозгу;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Людям свойственно быстро забывать информацию, не представляющую ценности и не пользующуюся актуальностью. Такое рациональное использование нейронных сетей позволяет не задумываться обо всем, что нам известно, давая возможность сосредотачиваться на новых знаниях.

Феноменальная память тоже до конца не изучена. Люди с такой способностью могут крайне быстро обработать в своем мозгу новую информацию и сохранить ее, когда человек с обычной памятью быстро забывает случайные данные, не подкрепленные смыслом, эмоциями и др.

Люди с феноменальной памятью могут взглянуть на листок бумаги со случайными записями цифр, слов, дат, фактов и запомнить их наизусть за несколько секунд, а потом озвучить увиденное в точности. Это поражает и открывает новые границы человеческих возможностей.

Виды

Феноменальная память тоже бывает нескольких видов, как и обычная, в зависимости от области, отвечающей за вид воспоминаний. Это значит, что люди помнят не абсолютно все, а лучше всего запоминают информацию определённым образом.

Самой популярной разновидностью является фотографическая память. Для нее характерно точное воспроизведение картинки увиденного, будь это маршрут куда-либо или расположение вещей в комнате. Человек с такой памятью может легко вспомнить даже после многолетнего отсутствия, что и где находилось, лежало, было построено и др.

Реже встречается слуховая феноменальная память, чаще всего она свойственна композиторам и музыкантам. Человек, обладающий таким видом запоминания, легко сможет воспроизвести аудиоинформацию. Стоит ему что-то услышать, сразу сохраняется у него в мозгу. Такие люди могут записывать услышанное на память в нотную тетрадь или тут же повторить на своем музыкальном инструменте.

Также встречаются индивиды с математической памятью, которые могут легко считать в уме сложные вычисления и запоминать эти процессы.

А есть те, кто легко воспроизводит информацию, полученную в текстовом виде. Таким людям достаточно один раз прочесть и все. Они могут наизусть рассказывать параграфы, романы, повести и др.


Как развить феноменальную память

Чтобы удивлять окружающих моментальным воспроизведением информации, необходимо тренировать память.

Наш мозг имеет безграничные возможности, если его развивать. Для начала следует ввести в привычку упражнения на запоминание. Только, если заниматься ежедневно на протяжении длительного периода, будет виден результат.

Для этого требуется сесть и пытаться воспроизвести информацию в мозгу в образы:

  • Цветные: чем эффектнее, тем лучше отложится информация;
  • Объемные: пригодится пространственное мышление, чтобы рассмотреть воспоминания с различных ракурсов;
  • Большие: чем масштабнее образ, тем больше места он займет мозгу и лучше запомнится;
  • Детальные: не забывайте про подробности и мелочи, они имеют значения;
  • Яркие: чем ярче, тем легче запомнить, тусклые и невзрачные образы быстро теряются.

Помимо развития памяти с помощью образности, есть и другие методики. Одни из самых популярных являются ассоциативная и мнемотехника.

Суть таких упражнений состоит в нахождении ассоциации к чему-угодно для укрепления смысловой связи и сохранения информации в мозгу. Часть людей пытаются найти в цифрах закономерность или ассоциировать с днем рождения родных. Другие ассоциируют цифры не с датами, а с образами: двойка – лебедь, пятерка – английская S.

Мнемотехника подразумевает развитие событийных цепочек для лучшего запоминания. Если человеку даны случайные слова, никак не связанные между собой, то следует придумать историю, задействующую все предметы.

К примеру, дан ряд слов: конфеты, пугало, бутылка, носок, снег. С помощью мнемотехники придумываем ряд событий: пугало нашло конфеты в бутылке и пересыпало их в носок, пока шел снег. Основная цель техники не только придумать цепочку действий, но и четко представить ее.

Такой вид запоминания часто используется в приложениях для изучения языков. Пока учишь слова, программа предлагает взглянуть на картинку, чтобы вызвать связь со словом, и предлагает прочесть фразу с участием изучаемого слова для создания образа и яркого события.

Еще один действенный метод тренировать мозг и развивать память – осознанное чтение. Для этого требуется просто регулярно читать, делать заметки, проговаривать усвоенную информацию. Важно читать не ради количества страниц, а ради информации, успевая анализировать каждое слово.


Известные личности, обладающие феноменальной памятью

Феноменальная память помогла многим людям стать выдающими и войти в историю.

Знания – сила, и эти люди смогли их запомнить и грамотно применить.

  1. Наполеон. Историки заявляют, что французский предводитель наизусть знал своих военных служащих: в лицо и по имени. Также он мог пересказать книгу в подробностях, прочитанную много лет назад.
  2. Теодор Рузвельт. Умел выполнять множество дел одновременно и славился многозадачностью. Президент США читал по 2-4 книги ежедневно, запоминая содержимое, легко пересказывал в подробностях родным и коллегам.
  3. Никола Тесла. Известный во всем мире изобретатель, подаривший человечеству исследования о переменном токе, славился не только открытиями и глубокими познаниями в области физики и инженерии. Он обладал фотографической памятью, помогающей хранить огромный объем информации в мозгу. Исследователь редко записывал заметки, потому что все хранилось в самом надежном месте – памяти. Когда лаборатория потерпела пожар, он с легкостью восстановил данные благодаря феноменальной памяти.
  4. Александр Алехин. Русский шахматист, известный в 20 веке, по словам современников, мог играть одновременно с десятками соперников, легко переключаясь между играми, благодаря памяти и быстрому обрабатыванию информации. Он легко запоминал комбинации и ходы, что давало ему преимущество в игре и делало великим гроссмейстером.
  5. Сергей Рахманинов. Обладал феноменальной слуховой памятью, мог за несколько секунд запомнить сложное произведение и воспроизвести его, записать в нотную тетрадь. Благодаря своим умениям стал выдающимся пианистом, композитором и дирижером.

Эти люди внесли огромный вклад в развитие человечества и не без участия своей удивительной способности быстро запоминать. Феноменальная память – это не выдумка или миф, а реальное умение, которое бывает врожденным или приобретенным, если регулярно его тренировать.

Чтобы обладать исключительными способностями, важны регулярные занятия по их совершенствованию.

  1. Уделяйте минимум 15 минут в день на тренировку мозга и памяти;
  2. Играйте в шахматы;
  3. Читайте осознанно, пересказывайте прочитанное вслух;
  4. Решайте головоломки, задачки, кроссворды, ребусы;
  5. Учите наизусть стихи или прозу;
  6. Занимайтесь математикой, не стоит углубляться в интегралы и логарифмы, сильным эффектом обладает даже решение арифметических примеров;
  7. Старайтесь постоянно тренировать память в жизни, запоминая номера телефонов, адреса, имена, списки покупок, номера машин, случайные факты о людях;
  8. Не пренебрегайте здоровьем и правильно питайтесь;
  9. Занимайтесь спортом, ученые выяснили, что это благоприятно влияет на интеллектуальные способности;
  10. Высыпайтесь и не переутомляйтесь, дайте себе отдохнуть, если устали;
  11. Не забывайте гулять и дышать свежим воздухом.

Придерживаясь этих советов, вы сможете улучшить не только свою память, но натренировать мозг, сделать себя более начитанным и интересным человеком.

Сегодня поговорим об известных личностях, чьи имена навсегда остались в памяти поколений, а поступки и открытия изменили мир и ход истории. Их имена нам известны из научной литературы, мира шоу-бизнеса и политики. Все они - представители разных исторических периодов и сфер деятельности, однако есть одна особенность, которая позволила нам отнести их в один список - феноменальная память.

В ХIХ веке эта девушка прислуживала в президентском доме Джефферсона Дэвиса. Однако запомнилась она героиней Гражданской войны, так как была шпионкой армии Союза. Любая, услышанная ею информация, доносилась в 100 % объеме с точностью до единого слова.

Никола Тесла


Выдающийся деятель науки, создавший устройства, работающие от переменного тока. Его вклад в науку велик, не исключено, что свое открытие Никола не совершил бы, не имея дара фотографической памяти. Тесла никогда ничего не записывал, а его лаборатория сгорела дотла, ему удалось без паники воспроизвести добрую половину изобретенного им ранее.

Теодор Рузвельт


26-й американский президент отличался замечательной чертой - стремлением к постоянному личностному развитию и расширению своих интеллектуальных способностей. Рузвельт усердно тренировал память, прочитывал 2-3 книги в день, а после этого воспроизводил содержание текста до мельчайших деталей. Также многие рассказы свидетельствуют о том, что Теодор славился уникальным даром выполнять несколько дел одновременно. Параллельное общение с двумя секретарями за чтением книги никогда не было для него проблемой.

Сергей Рахманинов


Великий пианист, композитор и дирижер также обладал фотографической памятью, позволяющей запомнить ноты максимально быстро. Рахманинов в считанные минуты мог выучить далеко не одно музыкальное произведение.
Если вы смотрели «Человек дождя» и помните героя по имени Дастин Хоффман, знакомьтесь, этот американский парень с уникальной памятью был его реальным прототипом. Мужчина как губка впитывал тексты (прочитанное запоминал на 98 %). К его «супер-приемам» можно смело отнести умение одновременно считывать содержимое на двух страницах, так ему удалось запомнить около 9000 в течение жизни.
Пребывая в роли духовного наставника и главной фигуры католической церкви, Иоанн Павел II поражал всех своей фотографической памятью. В его арсенале был 21 язык, а также он без запинок общался на сотне диалектов.
Филиппинский правитель с 1965-1986 гг обладал феноменальными способностями запоминания информации. Он умел точно повторить любой конституционный закон, а для подготовки к выступлению с длинной речью, ему достаточно было прочесть ее всего один раз.
Очаровательная актриса, спродюсировавшая телешоу «Такси», относится к числу двенадцати уникальных персон с крайне большим объемом памяти (научное название - гипертимезия). Она помнит все, что происходило с ней жизни, вплоть до младенческого возраста и момента крещения.

Юлий Цезарь


Как не знать о способностях римского полководца заниматься несколькими делами в один момент, запоминать лицо каждого воина, состоявшего в его 25000-й армии.
Обладая феноменальной памятью, Наполеон прославился самыми масштабными и смелыми военными стратегиями, мог удивительно быстро ориентироваться на местности, так как легко запоминал маршруты, а каждого врага знал буквально в лицо.