Конспект урока на тему «Украшение пасхального яйца. Мозаика из круп

Елена Шилова

Цель : Развитие у детей представления о культурных традициях русского народа.

Задачи :

1. Пробудить у детей интерес к традициям православной культуры.

2. Познакомить с историей и традициями праздника Пасха .

3. Развивать умение создавать оригинальные способы украшения пасхальных яиц .

4. Продолжать развивать творчество, эстетическое восприятие.

5. Пробуждать уважение к традициям своего народа.

Раздаточный материал :

Деревянные яйца по количеству детей.

Кисточки.

Праздничные салфетки.

Подставки под яйца.

Пасхальные наклейки .

Клей и ножницы.

Заготовки из салфеток.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребятки, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие-путешествие в прошлое! Вы узнаете о традициях русского народа в дни особенного праздника и научитесь радовать своих родных.

В : Скажите, пожалуйста, какие народные праздники вы знаете? (ответы детей) .

В : Некоторые люди до сих пор соблюдают традиции каждого их этих праздников. Давайте вспомним, что делают

На Новый год? (ответы детей) .

На Рождество? (ответы детей) .

На Масленицу? (ответы детей) .

В : А ещё какой праздник вы знаете, который люди, особенно верующие, весной очень ждут и старательно к нему готовятся?

(ответы детей) .

В : Правильно. Я вам немножко расскажу об этом празднике.

В : Я очень люблю весну, а вы любите? (Ответы детей)

В : Почему?

Дети : Весной тает снег, бегут весёлые ручейки, распускаются на деревьях почки.

В : Поэтому кратко можно сказать, что весной всё оживает!

Наверное, потому все люди очень радуются весне и встречают такой же весёлый праздник- праздник Пасхи .

В : Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей) .

В : Праздник ПАСХА означает - торжество и победу жизни над смертью, добра над злом. На Руси он считался главным праздником.

К этому празднику готовились заранее.

Хозяйки убирались в избах и во дворах, пекли пасху и куличи , красили яйца.

В пасхальную ночь все верующие одевали только праздничную одежду и шли в церковь.

Дома оставались только малые дети, да больные старики. Около церкви люди в руках держали свечи и ждали пока священники выйдут, и тогда начинался крестных ход - обход церкви с иконами и крестами. После обхода люди говорили : «Христос Воскрес» и слышали в ответ :«Воистину Воскрес» , поздравляли друг друга.

В : Этот праздник самый длинный и наполненный весёлыми играми и развлечениями :

На Пасху готовили специальную обрядовую еду. Какую? (ответы детей)

В : Какой же главный символ этого праздника? Кто знает?

Конечно же яйцо.

В : Почему? (ответы детей, дополнение)

Яичко олицетворяет начало новой жизни. Снесла курочка яйцо и оно похоже на камешек, словно неживое, а ведь в нём есть жизнь – живой цыпленок, который потом вылупится из яйца.

В : Пасха - семейный праздник ! В каждой семье стремились наварить много яиц и обязательно покрасить или расписать их.

Ведь на Пасху люди друг к другу ходили в гости, обменивались пасхальными яичками и трижды целовались («христовались» , веселились.

В : Почему же люди обменивались именно яичками, а не другими подарками? (ответы детей)

Да, ребятки, главный подарок на Пасху - яичко . Этот обычай очень давний.

Люди дарят друг другу яички для того, чтобы только добро и свет «приставали» к людям, а всё плохое, как скорлупка отстало и ушло далеко и навсегда!

В : Видите, ребятки, перед Пасхой у людей было немало хлопот.

Сначала яйца красили просто, используя луковую шелуху

Со временем стали красить яйца в однотонные цвета (жёлтый, зелёный, синий, розовый цвет и другие)

В : Такие яички, которые покрашены одним цветом, называются? «Крашенки» .

В : Позже крашеные яички стали расписывать узорами. Рисовали на них даже церковь и различные пейзажи.

- «Писанки» .

«Писанки» на Пасху не только дарили друг другу с пожеланием благополучия, счастья и здоровья, но с ними на Руси устраивали весёлые игры.

Катали их на столе (так можно делать только на Пасху ) .

«Чокались» , т. е. стукали любым концом своё яйцо о яйцо соперника. Чьё яйцо не разбилось, тот и победил.

Игра «Горка» : спускали яйцо по доске. Чем больше оно собьёт чужих яиц, тем лучше. Эта игра и сейчас самая любимая.

В : В эти игры мы обязательно поиграем на праздничной неделе, а сейчас немножко отдохнём, а потом потрудимся . Давайте порадуем Курочку, которая несет нам яички - весёлым танцем.

Физминутка.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней – ребятки,

Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зёрнышко ищите».

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы

Полное корытце. (Повторяем 2 раза)

В : А теперь, ребятки, я и вам предлагаю сделать для ваших родных пасхальный подарок-сувенир . Какой сувенир вы хотели бы сделать сегодня? (Ответы детей) .

В : Я советую деткам средней подгруппы украсить яйца готовыми заготовками из салфеток,а деткам младшей подгруппы- украсить яички пасхальными наклейками . Получится замечательный подарок! Хотите порадовать своих родных? (Ответы детей)

Для этого я принесла вам вот такие деревянные яички. (Выношу корзинку с деревянными яйцами разного цвета) .

В : Получились, действительно, чудесные сувениры! Ставьте их на красивую подставочку, которую мы сейчас поставим на праздничный стол.

В : Спасибо вам, ребятки, за работу, творчество и фантазию.

Публикации по теме:

Вот такие красивые зайчики - яички мы сделали в этом году с детками. И оформили мини пасхальную выставку на окне. У нас даже.

Самый главный и самый древний праздник у христиан- Пасха (всех направлений). Название праздника взято от еврейского праздника Пасхи, но.

Накануне праздника светлой Пасхи в нашей группе было решено провести конкурс семейных поделок. Потихоньку-понемногу детки с родителями приносили.

Цель: учить детей делать поделки из ниток путём наматывания на картон - основу, скреплять детали между собой, развивать творческое воображение,.

Сегодня я хочу предложить Вам украсить яйца вместе с детьми техникой - Декупаж. Для справки: Декупаж (Слово decoupage французского происхождения,.

Тема урока: Пасхальное яйцо как символ жизни.

Тип урока: урок-конкурс

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.

Материальное обеспечение урока:

Раздаточныйматериал: заготовки яиц, салфетки с рисунком, клей ПВА-М

Инструменты и приспособления для выполнения работы:

ножницы, кисти, акриловый грунт, поролоновые валики и губки

Образцы яиц, оформленных в разных техниках

Инструкционные карты

Презентация «Символ Пасхи»

Видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

Межпредметные связи:

Математика, изобразительное искусство, история, география.

Цель урока : ознакомление учащихся с новыми видами декоративно-прикладного искусства

Задачи урока:

Обучающие:

формирование умений и навыков в изготовлении пасхального яйца

Развивающие :

развитие внимания, творческих способностей и эстетического вкуса, мелкой моторики и глазомера.

Воспитательные :

воспитание бережливого отношения к труду, толерантного отношения друг к другу.

Ход урока.

I. Организационная часть

Приветствие учащихся

Прозвенел уже звонок, начинается урок, подровнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Учитель берет в руки шкатулку и предлагает ученикам угадать, что находится в ней?

Хотелось бы вам разгадать тайну «Волшебной шкатулки»? Тогда в путь, к открытию тайны. То, что находится в шкатулке, является символом зарождения жизни на Земле, ее плодородия у многих народов мира с давних времен. Так, среди предметов быта, обнаруженных археологами на раскопках в Египте, найдены их раскрашенные остатки. Ученые установили их возраст - более четырех тысяч лет (2000 год до н.э.). Как вы думаете, о чём идёт речь?

Ответ учеников - Это яйцо

Правильно. Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает весь православный мир весной?

Ответ учеников - «Пасха»

Да, верно. А с чем у вас ассоциируется этот праздник?

Ответ учеников - крашеные яйца, куличи, пасхи и много всего вкусного, но самое главное, конечно, пасхальные яйца и приветствие «Христос воскрес!»

Учитель совместно с учениками называет тему урока «Пасхальное яйцо как символ жизни».

А какую цель мы поставим перед собой?

Ответы учеников: - узнать об истории праздника Пасхи

Узнать, как раньше украшали яйца

Научиться самим украшать пасхальные яйца

2.Изложение нового материала .

Учитель предлагает просмотреть видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

и рассказывает об истории праздника Пасхи

Скажите как же украшают пасхальные яйца и почему их называют «писанки» и «крашанки»?

Ответы учеников.

Сегодня на уроке мы приобщимся к этому прекрасному празднику и приготовим пасхальное яйцо в удивительной технике «декупаж».

Что же нам понадобится для работы?

Инструменты и приспособления для работы

Учитель демонстрирует ученикам материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы

Технология изготовления техники «Декупаж»

Учитель объясняет и показывает технологию выполнения, используя инструкционные карты и презентацию.

Учитель показывает ученикам наглядные пособия и кратко рассказывает технологию изготовления и их применение.

3.Закрепление нового материала

Работа в парах. Ученикам предлагается ответить на вопросы карточки-задания и самим оценить себя. Ответы выводятся на слайде

1.Назвать главный символ Пасхи (пасхальное яйцо)

2.Перечислить способы украшения яиц назвать не менее 5. (бисером, луковой шелухой, красками, блёстками, в технике «декупаж)

3.Почему яйца называли «крашанки» (потому что их окрашивали в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христа)

4.Что обозначает техника «декупаж»? (Слово «декупаж» происходит от французкого decouper, что дословно означает «вырезать».

5.Где впервые возникла техника «декупаж»? (в Китае в 16 веке)

4.Физкультминутка.

Видеоролик Ученики под музыку выполняют гимнастические упражнения.

5. Вводный инструктаж

Учитель знакомит учащихся с инструкционными картами, соблюдением правил безопасности труда, организацией рабочего места.

Показ учителем способа обработки пасхального яйца в технике «декупаж»

6.Практическая работа учащихся.

Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на лучшее пасхальное яйцо, которое мы выберем вместе с вами. Ну, а для начала, мы составим план действий.

Что надо сделать сначала?

Сначала надо вырезать фрагмент рисунка.

Что надо сделать потом?

Отделить верхний слой салфетки.

Приклеить фрагмента рисунка к поверхности.

Что мы делали?

Мы составляли план.

Ученики совместно с учителем составляют план работы. Итак, вперёд, к свершениям!

Обход рабочих мест учителем: проверка организации работы учащимися, соблюдения правил техники безопасности, помощь в изготовлении слабым учащимся.

Требования к выполнению: аккуратность и качество изготовления, оригинальность и эстетический вкус.

7. Рефлексия

Учитель - Итак, мы сегодня славно потрудились, но нам надо выбрать самые лучшие пасхальные яйца, они должны быть аккуратными, красивыми и оригинальными.

Дети выбирают лучшие работы.

Учитель - Дети, скажите, вам понравился наш урок? На столе вы видите ленточки красного, жёлтого и синего цветов. Давайте украсим букет из верб этими лентами. Если понравилось - красная лента, если не совсем-жёлтая, не понравилось - синяя лента. Дети украшают вербу.

Скажите, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, и будете ли вы применять их? Добились ли мы поставленных целей?

Ученики – Да. Мы узнали о празднике «Пасха», о том, как его праздновали на Руси и о главном символе Пасхи - яйце, а также как его украшать. Мы познакомились с техникой «декупаж» и будем её применять в декорировании разных изделий.

В заключении я хотела бы вам рассказать притчу.

“Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

А в наших руках – творить, мастерить и приносить людям радость!

9. Домашнее задание. Украсить пасхальное яйцо в любой другой технике.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

города Чебоксары Чувашской республики

Конспект урока по технологии

в 4 классе

«Сувенир к пасхе. Пасхальное яйцо»

Подготовила

учитель начальных классов

Мишина Елена Владимировна

Чебоксары - 2014

Урок трудового обучения в 4 классе.

Тема:

Цель: научиться выкраивать овальные тканые лоскутки для оклеивания сферы;

ознакомиться с особенностями наклеивания тканых деталей на сферу, овладеть

приемами отделки изделия сутажом и тесьмой; ознакомить учащихся с историей

возникновения праздника. Оборудование для учителя: таблицы 6 штук, сувенирные яйца.

Оборудование для учащихся: салфетка, карандаш, линейка, сантиметровая лента,

ножницы, 8 полосок набивной ткани 3x10см, клей, стразы, сутаж, тесьма, палетки, бисер, пустое яйцо, клеенка, тряпочка для рук.

На первом уроке благодаря таблицам учащиеся сделали заготовки из ткани - овалы, которые будут наклеиваться на сферу - яичную скорлупу.

Урок №2. Продолжение.

План урока:

    Организационный момент. (1 мин)

    Вводная беседа. (5 мин)

    Литмонтаж. (7 мин)

    Сообщение темы урока. (1 мин)

    Повторение этапов предыдущего урока. (3 мин)

    Сообщение цели урока. (1 мин)

    Вводный инструктаж. (2 мин)

    Творческая работа. (20 мин)

    Текущий инструктаж. (В течение творческой работы.)

    Выставка работ. (2 мин)

    Подведение итогов. (3 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, так как к нам пришли гости, которые очень хотят узнать, какое интересное изделие вы сегодня будете изготавливать. И конечно они хотят поучиться у вас. А я вам желаю успеха в работе, пусть навыки, умения, которые вы приобрели на уроках труда, а также полет мысли помогут вам.

II . Вводная беседа

    Скажите, какой праздник (религиозный) приближается? Что люди собираются праздновать?

    Что такое Пасха? (Пасха - светлое Христово воскресенье.) Слово пасха обозначает и избавление, освобождение. Иудеи праздновали Пасху задолго до рождения Иисуса Христа, так как они праздновали освобождение от египетского гнета. А православные христиане празднуют Пасху как освобождение от злого духа через смерть И. X., который пролил кровь за людей, взяв на себя грехи людские.

    А в какой день празднуется Пасха? (В воскресенье.)

    В любое воскресенье? (Нет.)

    Что такое календарь и для чего он нужен? Какие календари вы знаете?

Но существует еще и православный календарь, который называется Пасхалий. Он составляется по лунному календарю. 22 марта - день весеннего равноденствия. И праздник Пасхи выпадает на ближайшее воскресенье после первого новолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия.

    Как готовятся ваши родственники к Пасхе, Что они делают, чтобы встретить этот праздник. (Убирают помещения, красят яйца, готовят пасху из творога, пекут куличи и т.д.)

    Что православные христиане дарят друг другу на Пасху? (Крашеные яйца, куличи.)

Знаете ли вы, откуда взялась традиция красить яйца и дарить их? Хотите узнать? Послушаем наших ребят, они нам обо всем расскажут.

III . Литмонтаж.

1обучающийся. По одной из существующих версий обычай красить яйца и дарить их ведет свое начало со времен римского императора Тиберия. По преданию такое яйцо Мария Магдалина подарила Тиберию. Оно было красного цвета - цвета крови Христа.

Учитель. Но Мария Магдалина не просто подарила это яйцо. В те далекие времена М.М. была очень богатая женщина, которая имела возможность входить в палаты императора Тиберия. Но, приняв веру Христову, она оставила свое «ремесло» и стала бедной. К императору она могла принести только то, что у нее было - яйцо. Протянув его императору, она сказала: «Христос воскресъе». На что император ответил, что он поверит в Христа только тогда, когда это яйцо станет красного цвета. И произошло чудо. У всех на глазах яйцо окрасилось в красный цвет.Вы можете верить в это, а можете и не верить. Верующие в Бога и Иисуса люди, верят в это чудо. А поверите ли вы в такое чудо, это вы должны решать сами.

2 обучающийся . Красят яйца только куриные. С давних времен и до сегодняшних дней существует обычай хранить, освещенные в церкви яйца, целый год. Говорят, что такое яйцо не портится. В зависимости от окраски, яйца называли: расписные - писанками, крашеные - крашенками, деревянные - яйчатами. Для писанок брали сырые и оплодотворенные яйца. Они выполняли роль оберега.

Для крашенок брали только вареные яйца, которые потом съедали. При рождении ребенка, девочке-дочке дарили писанку с одной звездочкой, а мальчику-сыну - писанку с дубовым листочком.

Учитель. Намного позже появились яйца из драгоценных металлов, фарфора, которые украшались драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, бисером. (Рассматривание иллюстраций яиц Фаберже.)

3 обучающийся. При росписи яиц использовали знаки-символы, которые имели свое значение. (Рассматривание знаков-символов на таблице и яиц-сувениров из дерева.)

Пасха - праздник из праздников, торжество из торжеств. Как вы думаете, что за изделие мы сегодня будем изготавливать?

IV . Сообщение темы.

V . Повторение этапов предыдущего урока.

Цель и план первого урока: Вы знаете, что на изготовление нашего изделия требуется два урока. Целью первого урока было - научиться выкраивать овальные лоскутки для оклеивания сферы. Я предлагаю вам вспомнить и рассказать гостям, чем мы занимались на первом уроке.

Перечисление этапов работы на первом уроке (рассматривание таблиц):

    Измерение «роста» и «объема талии» яйца.

    1/8 « объема талии» - ширина полоски.

    Вычерчивание прямоугольника - деталь на салфетке.

    Вырезывание.

    Сгибание и округление концов.

    Перенос выкройки на тканые заготовки.

    Вырезывание из ткани.

    Нарезка тесьмы и сутажа - 7 штук по «росту» яйца.

VI. Сообщение цели урока.

Цель нашего урока - ознакомиться с особенностями наклеивания тканых деталей на сферу, овладеть приемами отделки изделия сутажом и тесьмой.

VII . Вводный инструктаж. (Рассматривание таблиц.)

    Нанесения клея на тканые овалы и наклеивание овалов на яйцо, чередуя темные и светлые полоски, состыковывая края ткани.

    Приклеивание тесьмы и сутажа на стыки между кусочками ткани, скрывая погрешности в приклеивании или форме деталей.

    Отделка стразами или палетками, бисером и т.д.

VIII. Творческая работа.

    Пусть ваши сувениры будут очень красивыми. Их можно будет хранить всю жизнь и передать а наследство. Кому нужна помощь, поднимите руку, я помогу.

IX .Текущий инструктаж.

X .Выставка работ.

- Ребята, покажите друг другу свои работы. Какие они нарядные! (Размещение работ на выставке.)

XI. Подведение итогов.

Урок 28. ДЕКОРИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ. ВИДЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ

Цель : продолжить ознакомление учащихся с народным творчеством, с декорированием изделий; ознакомить с разновидностями украшения пасхальных яиц; развивать навыки работы в технике аппликации; формировать эстетические чувства, вкус; воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие произведений народных мастеров, бережное отношение к материалам, аккуратность во время работы, стимулировать творческий потенциал учащихся.

Оборудование : деревянная (или пустые куриные) яйца; цветные нитки; бисер; цветные полоски; клей; ножницы; длинная игла с большим ушком; образцы изделий и рисунки; мультимедийная доска.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Поздравления

2. Проверка готовности к уроку

3. Упорядочение рабочих мест

II. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение темы и цели урока

Мы сегодня на уроке продолжим знакомство с народным творчеством и декорированием изделий, а именно - с разновидностями украшение пасхальных яиц.

2. Рассказ учителя

Мультимедийная презентация

Вспомним, какие виды декорирования пасхальных яиц вам известны?

Пасхальные яйца - яйцо окрашенное в один цвет.

Дряпанки - яйцо красят в темно-коричневый цвет, а рисунок наносят иглой или шилом.

Крапанки - яйцо украшают разноцветными точечками с помощью воска и красок.

Малеванки - яйцо разрисовывают с помощью кисточки и красок.

Для изготовления писанок выбирают сырые куриные яйца. Предварительно их нужно хорошо вымыть в воде, растворив в ней немного пищевой соды.

Затем яйца погружают в слабый раствор уксуса. Когда они просохнут, начинают расписывать. Чаще всего это делают с помощью воска. Натуральный пчелиный воск кладут в небольшую керамическую посудину или в черепок. Сосуд с воском ставят на небольшой огонь в печи ли на рассеиватель на газовой плите. Воск должен быть горячим, но не доведенным до кипения.

Расписывают яйца писачком - небольшой деревянной палочкой, в которой раскаленным гвоздем выжигают дырочку, чтобы вставить туда металлический наконечник или трубочку, свернутую из фольги. Затем этот наконечник закрепляют нитью. Писачок держат неподвижно, вращают только яйцо. После росписи яйцо погружают в краску, а затем просушивают.

Физкультминутка

3. Демонстрация и анализ образца

1) Инструктаж учителя.

Работа по учебнику (с. 96). Мультимедийная презентация

Пасхальные яйца можно украшать не только традиционным способом (красителями, воском), но и разнообразными материалами: бисером, цветной бумагой, шерстяными нитками.

Помните детские скороговорки, в которых упоминают числа? А сказки, в которых непременно присутствуют или три царства, или три сестры? Для наших предков числа были священными, у каждого было свое значение и своя сила. Поэтому разделение поверхности яйца на определенное количество частей и постоянное повторение некоторых элементов не случайны.

Деление пополам передавал представление о двух мирах. На три части делили чаще всего по вертикали, так обозначали три небесных сферы.

При делении на четыре части образуется крест, что означает четыре стороны света.

Классическое разделение полусфер на четыре части, каждая из которых разделена на три, передает представление о четырех временах года с тремя месяцами. По другим представлениям, мир делился и на шесть сторон. Такую пространственную ориентацию передает шестиконечная звезда.

Исследуя писанки, ученые высказали догадку о том, что в древности существовал восьмилетний календарный цикл. В народной мифологии небо имеет восемь сфер - «облоків»: семь синих, а восьмая - красная, на которой сидит сам Бог.

Очень интересным является разделение на сорок частей, так называемые сорококлинці. Каждый клинышек обозначал некий вид человеческой деятельности или явление природы, а в христианском видении - сорок дней поста.

Вспомним, какие цвета мы будем использовать? Какое значение имеют эти цвета?

Красный - радость.

Синий - цвет воды, пожелание хорошего урожая.

Зеленый - жизнь, пожелания здоровья.

Коричневый - цвет земли, дарует мудрость.

С помощью кроссворда отгадайте, какими материалами и инструментами мы будем пользоваться.

Кроссворд

1. Длинная и пушистая, за металлической сестрой хвостом ходит. (Нить)

2. Ты за ней, она - от тебя, ты от нее, она - за тобой. (Игла)

3. Два кольца, два конца, а посередине гвоздь. (Ножницы)

4. У носатого Ивана

Одежда деревянная.

Он в чистом поле ходит

И по нему носом водит,

Не стриженый, не чесаный -

Острым ножом затесаний. (Карандаш)

5. Все, к чему он прикасается, потом невозможно оторвать. (Клей)

6. Разрежет мо лед - достанемо плод:

Сверху серебро, внутри золото. (Яйцо)

7. Маленькое кругленькое на иглу надеть, бусы сделать. (Бисер)

Итак, начинаем работать!

1. Возьмите яйцо и простым карандашом нанесите линии - границы между цветами.

2. Смажьте часть яйца клеем и плотно обмотайте нитью.

3. Поочередно таким же способом обработайте и другие части узора.

4. Сквозь отверстия в яйце проденьте нитку или полоску с помощью иголки с большим ушком.

5. Поверхность яйца, покрытую нитями, можно украсить бисером, сделать орнамент.

2) Повторение правил безопасности во время работы.

4. Интересно знать!

СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ И УКРАШЕНИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ

Прежде всего, нужно усвоить определенные тонкости. Чтобы сохранить скорлупу целой, яйца желательно около часа подержать при комнатной температуре, а в воду во время варки добавить столовую ложку соли. Чтобы краска ложилась ровнее, перед покраской яйца необходимо обезжирить - протереть мыльным раствором или спиртом.

Самый доступный способ окрашивания яиц - сварить их в ранее приготовленном отваре луковой шелухи. Цвет - от светло-желтого до красно-коричневого - зависит от концентрации отвара. Также можно приготовить отвар из листочков березы (молодых или сухих) или молодых листьев ореха, процедить и варить в нем яйца на слабом огне в течение 10-12 минут с момента закипания. Яйца приобретут желтый цвет. Натуральными красителями яйца красят двумя способами. Холодный способ: уже сваренные яйца нужно подержать в соке (свекольном, морковном). Горячий способ: в течение 15 минут нужно кипятить яйца в кастрюле с водой, чайной ложкой уксуса и натуральными красителями для получения различных цветов.

Светло-красный цвет дает свекла или черника; оранжевый - лук; светло-желтый - лимоны, апельсины или морковь; желтый - корни куркумы, скорлупа грецкого ореха; светло-зеленый - листья шпината, крапивы; зеленый - зеленые яблоки; синий или фиолетовый - листья красной капусты; бежевый или коричневый - кофе.

Если после окрашивания поставить яйца в этом же отваре на всю ночь в холодильник, то окраска будет ярче.

Чтобы получить рисунок в крапинку, мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и варят в луковой шелухе обычным способом. Для получения мраморного эффекта нужно обернуть яйца в луковое шелуху и сверху завязать хлопчатобумажной тканью, складки которой отразятся на поверхности скорлупы.

Если при окрашивании обмотать яйца толстыми нитками, то на них получатся полоски - вдоль или поперек, в зависимости от того, как обмотаєте скорлупу. Цветки или листочки разной формы отразятся на яйцах, если, например, листья петрушки, кинзы или мелкие цветки домашних растений приложить к ним, обвернуть чулком и туго завязать, и так кипятить в отваре луковой шелухи.

Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

Существуют также другие способы украшения пасхальных яиц: с помощью наклеек, бисера, акварели и прочее. В продаже можно найти термические наклейки с изображением Христа, Пресвятой Богородицы, святых апостолов, различных сюжетов, изображающие распятие Христа или восхождение на Голгофу. Церковь рекомендует отказаться от идеи использования столь значимых символов, которые неизбежно будут разрушены при разбивании пасхального яйца. Ведь священные изображения не должны размещаться не только на пасхальных яйцах, но и вообще там, где они могут быть осквернены небрежным использованием. Производство таких наклеек и их продажа свидетельствуют о обнищанию духовного чувства у людей, которые называют себя православными. Ассортимент возможных изображений для наклеек весьма широк: цветы, узоры, абстрактные орнаменты, небесные светила, пейзажи... - выбирайте любое!

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

IV. ВЫСТАВКА И ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Свои работы дети вешают на веточку, поставленную в вазу, образуя пасхальное дерево.

Какие работы вам понравились больше всего?

Понравилось вам украшать яйца?

Если вам понравилось, украсьте пасхальные яйца дома вместе с родителями.

V. ИТОГ УРОКА

Вот и уроку конец!

Кто работал, тот молодец!

Все дружные и активные были все время.

Хорошие оценки ждут в дневниках вас!

ГБС(К)ОУ школа-интернат I-II вида Краснодарского края

Г. Краснодар

Конспект открытого урока по художественному труду

В 5 классе II вида.

Учитель трудового обучения: Голдобина О.А.

2014 г.

Урок по теме: «Декорирование пасхального яйца в технике декупаж» представлен в блоке «Декоративное искусство в современном мире» тематического планирования Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства.

Блок тем «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства» дает возможность использовать учащимся все многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности.

Конспект открытого урока по художественному труду в 5 классе.

Тема: «Декорирование пасхального яйца в технике декупаж».

Цель: 1. Дать представление о роли народных художественных традиций в жизни современного человека.

2. Развивать творческие способности, трудовые навыки.

3. А ктивизировать речь учащихся.

4 . Формировать навыки аккуратной работы.

5 . Воспитывать эстетический вкус.

Словарь : Декорировать, украшать, декупаж, пасхальное яйцо, трехслойная салфетка, верхний слой салфетки, выбрать фрагмент рисунка, расположить фрагмент на поверхности.

Материалы и оборудование: Декорированные пасхальные яйца, деревянные яйца, подставки под яйца, салфетки для декупажа, акриловый грунт, клей ПВА, кисти, ножницы, акриловые краски, салфетки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Ребята, проверьте все ли готово к уроку. Разместите на столе оборудование.

II. Речевая работа

Какой сейчас урок?

Сейчас урок художественного труда.

III. Беседа по теме

- Совсем скоро наступает светлый праздник Пасхи.

В преддверии пасхальных дней так хочется украсить дом, подготовить подарки для родных и друзей. Очень многое можно сделать самостоятельно.

Ведь процесс подготовки к празднику подарит вам столько радости, что вы ощутите его еще задолго до его наступления.

Сделать подарок своими руками очень просто. Что принято дарить друг другу на Пасху? Что является символом этого праздника? Правильно, яйцо.

С древних времен люди красили яйца, и сегодня эта традиция жива. Однако современный человек придумал много разнообразных способов декорирования.

Что означает слово «декорирование»?

Декорирование – это украшение предмета.

- Сегодня мы будем декорировать деревянные яйца с помощью техники декупаж.

Декупаж – невероятно красивая и при этом несложная в освоении техника,

позволяющая в считанные минуты превратить обычную вещь в произведение

искусства.

С какими материалами мы будем работать?

Мы будем работать:

С салфеткой,

Клеем,

Акриловыми красками.

IV. Составление плана работы

Будем составлять план работы.

Что надо сделать сначала?

Сначала надо вырезать фрагмент рисунка.

Что надо сделать потом?

Отделить верхний слой салфетки.

Приклеить фрагмента рисунка к поверхности.

Дорисовать детали рисунка.

Что мы делали?

Мы составляли план.

V. Практическая деятельность учащихся

- А теперь приступаем к выполнению работы.

  • Сначала мы покроем деревянное яйцо тонким слоем акрилового грунта. Это делается для того, чтобы рисунок приклеенной салфетки казался ярче, красивее.
  • Затем, пока грунт на яйце подсыхает, мы выберем понравившийся фрагмент рисунка на салфетке и аккуратно его вырежем.
  • Далее, мы прикладываем нужный фрагмент салфетки к поверхности яйца и аккуратно его расправляем. При необходимости его можно подвинуть выше или ниже.
  • Теперь, когда мы убедились что в правильном расположении рисунка на поверхности яйца, мы приступаем к его приклеиванию. Делать это надо быстро и аккуратно, стараясь разглаживать кисточкой возникающие морщинки.
  • Давайте проверим, все ли края салфетки приклеились? Нет ли морщинок на получившемся изображении? Дадим высохнуть несколько минут, а пока выберем нужный цвет для фона. Фон должен гармонировать с цветовой гаммой рисунка на салфетке.
  • Покрываем акриловой краской пустое пространство на деревянном яйце, обходя приклеенный мотив. Даем высохнуть.

- Ну вот, теперь наша работа завершена.

VI. Итог урока.

(Выставка и анализ работ)

Вам нравится?

Какая работа вам нравится?

Мне нравится …

VII. Обобщение темы урока

С каким материалом мы сегодня работали?

Мы работали:

С салфеткой,

Клеем,

Акриловыми красками.

Вам нравится такой вид работы?

Мне нравится (не нравится) вид работы.

А какие прекрасные работы у вас получились! Посмотрите, какая красота. Теперь вы можете сами декорировать не только пасхальные яйца, но и другие предметы.

Уборка рабочего места